Балласт

Отсыпка рельс балластом, является очень важным моментом, ибо это сильно повлияет, как и на внешний вид путей, так и на общий вид макета. На счёт того, КАК всё это должно выглядеть, существует много разных взглядов и мнений. Соответственно, поведаю о своей точки зрения. Во-первых, сам балласт, его можно получить кустарным путём, а можно купить фирменный от различных производителей. Я придерживаюсь мнения, что гораздо проще и правильнее купить готовый фирменный пакетик или баночку. Причина очень проста, мне пока, что не довелось, не подобрать, не увидеть фотографий, чтоб кто то подобрал, подручные материалы, которые смотрелись бы лучше фирменных. Сам по себе балласт бывает разный по составу и естественно цвету, из тех фирм, которые есть в свободной продаже, в нашем городе я выделил для себя три наиболее интересных: Tillig Styrostone, Noch+Woodland Scenics и просто Noch. Первые два, мне нравятся больше всего, я не могу точно сказать о составе этого балласта, но судя по всему, это что то синтетического происхождения, ибо у них достаточно небольшая удельная масса, в сравнении  с более тяжёлым Noch’овским, который по сути является просто мелкой каменной крошкой, кроме того, Tillig Styrostone, Noch+Woodland Scenics имеют очень правильную форму зёрен. Единственный недостаток этих присыпок, это несколько ограниченный вариант коричневых оттенков, а вернее он только один, это Tillig 85406. Все остальные цвета либо серые, либо совсем чёрные. Что касается способа приклеивания балласта, то существует два основных метода: первый это нанесение клея тонким аппликатором (шприц и т.д.), между шпальной решёткой и соответственно отсыпка балласта по, верх клея. Основным преимуществом этого метода является то, что присыпка не поменяет свой цвет от воздействия клея. А недостаток, это конечно достаточно большие трудозатраты. Второй метод полностью противоположный по своей концепции. Сначала сыпется балласт, выравнивается, а потом прокапывается сильно разбавленным клеем. Основным недостатком этого метода является возможность возникновения нездорового блеска клеевой плёнки, а так же необходимость освобождения стрелочных остряков, после полного высыхания клея. Преимущества, это небольшие трудозатраты, в сравнении с первым методом.                                                                                Теперь немного о форме, бытует устойчивое мнение, на просторах наших форумов, что балласт должен быть уложен до середины высоты шпал, а всё остальное это не правильно. От части согласен, такая аккуратная отсыпка, очень хорошо смотрится, но, она не является единственно верной. Буквально недавно, находился рядом с ЖД станцией ‘Битца’, и наблюдал балласт, который не только был засыпан выше середины шпал, но и местами, беспорядочно валялся на них. А вот пример на немецкую тему, станция ‘Tilff

 
   
 

Балласт совершенно спокойно лежит на шпалах. Вообще, можно придти к очень простому заключению, ново уложенные рельсы (например на бетонных шпалах, рядом с деревянными) должны быть отсыпаны на половину высоты шпал, а старый путь, который уже не раз заново отсыпали балластом, должны быть отсыпаны вровень с верхней плоскостью шпал. Можно да же оставить несколько камушков на шпалах, другой вопрос, что ‘знающие‘ люди, могут это расценить не как соответствие реальности, а как недочёт мастера.                                                                                Ещё один интересный момент, который то же не маловажен, это балласт на станции, а вернее то, что происходит между путями. Существуют участки где меж путевое пространство засыпано тем же балластом

 

А есть, где между путей лежит всевозможный грунт

 

Соответственно, ваша станция может выглядеть по разному, и не только за счёт цвета балласта, но и меж путевого пространства, которое можно так же использовать, для создания определённой атмосферы. Например, прорастить отдельные пучки травы и небольшие кустики, между путей (в случае если там обычный грунт), в совокупности с тёмным балластом, это придаст станции очень состаренный вид, и при одном взгляде на макет, станет ясно, что она пережила не одну ЖД эпоху.                                  Балласт, после укладки, можно так же подкрашивать, самый лучший вариант, это немного задуть из аэрографа, вдоль рельса, краской близкой к тёмно ржавому цвету, таким образом, мы имитируем пыль, которая летит от тормозных колодок. Можно так же под пачкать шпалы и т.д. а можно оставить всё светло серым, и это будит недавно отсыпанный балласт. Одним словом, прежде чем покупать тот или иной пакетик, посмотрите соответствующие фотографии, это поможет определиться с тем, КАК именно будит выглядеть ваш рельсовый путь, а вариантов ведь очень много, и все они задают определённое настроение на макете.                                                            Теперь непосредственно о способах укладки балласта, используем метод, с нанесением клея, после обсыпки. В данном примере, я буду использовать коричневый Tillig 85406 и в качестве меж путевого наполнителя Woodland Scenics 95620 и 95610. эту присыпку, я положу первой, так как грунт не должен оказаться на балласте. Высыпаем всё небольшими порциями, и ровняем мягкой, очень мягкой и широкой кисточкой, самая подходящая, это кисть которая продаётся в косметических магазинах, и используется для нанесения пудры.

 

Следующий шаг, нанесение самого балласта, я начинаю это делать с внутреннего пространства, между рельсами

 

А затем и всё остальное, там где предполагается либо продолжение путей, либо перрон, который ещё не установлен, балласт, я не сыплю. Естественно, сразу необходимо определить места под светофоры/семафоры и участки для имитации стрелочных приводов, если они ещё не установлены.

 

Самым сложным, в данном случае, является отсыпка стрелок, тут надо быть очень внимательным, и не оставлять камушки между остряками, и быть очень аккуратным в местах выхода подземных приводов (если они у вас подземные). Как только процесс выравнивания, а он производится всё той же кистью, закончен, берём в руки распылитель с водой, и активно смачиваем поверхность балласта, тут главное не перестараться, особенно в начале, дабы не нарушить форму балласта, напором воды.

 

Теперь берём клей ПВА, разбавляем его водой, примерно пополам, набираем в шприц, и потихоньку капаем, начинаем опять с середины, между рельс.

 

Что касается ПВА, то естественно нужен тот, который прозрачный, но в любом случае, подбирать клей лучше опытным путём.

 
Вот такая картина получается в итоге, как видно, ближе к туннелю, клея существенно меньше, это потому, что ПВА был разведён, почти до консистенции воды, а после стрелки чуть погуще. Теперь, подождите немного, и часть воды, начнёт вытекать, или образуются лужи, между путей. Их легко удалить при помощи того же шприца.  
                                                            На главную

 

 
   
   
   
   
   
   
Hosted by uCoz