Скалы В этом разделе я расскажу о том, как я изготавливаю на макете, скалы из гипса. Этот способ давно известен, и я учился этому методу, неоднократно просматривая видео Бернарда Штайна, считаю этого моделиста из Германии, лучшим в этом вопросе. И так, прежде чем приступить к непосредственно описанию я хочу коснуться вопроса основы. Традиционно, она делается из металлической сетки и гипса. Но гипс ляжет и на пену, и на пенопласт, и на папье-маше, хотя на последнем хуже всего. Кстати, если класть сетку, то рекомендую нанести первый тонкий слой гипса и дать ему полностью высохнуть, тем самым мы получим рельеф, с которым проще работать, нежели, чем сразу делать скалы на сетке. Причём ландшафт под скалами, рекомендую сразу делать близкий к той форме скал, которую вы хотите получить на выходе, это облегчит изготовление, и сократит общую массу гипса, что положительно скажется на весе всего макета. Для изготовления скал, нам понадобятся следующие вещи: сам гипс, матовая акриловая краска, колеры для акриловой краски, прозрачный клей ПВА узкие строительные кисточки, стамеска, шпатель не шире 30мм, пластиковая емкость для гипса, хозяйственная губка и ведро воды. Касаясь гипса, лучше всего модельный гипс Pufas №25, но найти его в продаже достаточно сложно, поэтому я использовал немецкий строительный гипс для электрики, купленный в магазине Оби. Разница между ними только в удобстве использования, модельный гипс долго схватывается и долго остаётся в нужной консистенции, строительный наоборот, быстро сохнет. Как следствие этого, если вы работаете со строительным гипсом, то за один раз вы можете сделать меньший объем скал, чем при использовании модельного гипса. А как следствие этого значительное увеличение время затрат на изготовление.
|
||
Приступим, имеем некоторый участок, сделанный из газетной основы, и покрытый марлей. Последнюю, я приклеил на ПВА, полученная шероховатость, позволяет гипсу лучше держаться. Прежде всего надо определиться, КАК должны выглядеть ваши скалы. Это наверно сродни рисованию, я люблю просматривать большое количество разных фотографий макетов, и у каждого автора горы получаются по своему. Собственно само рисование производится стамеской по полу застывшему гипсу. Тут необходимо подобрать момент, когда гипс будит не слишком мягкий и не застынет, когда рисование будит проходить плохо. Причём хочу обратить внимание на то, что обмазывать рельеф гипсом можно по-разному. Соответственно всё это скажется на общем рисунке скал. Можно просто сделать ровный слой…
|
||
…а можно изначально создать отдельные глыбы….
|
||
…далее трудимся с использованием стамески…
|
||
Кстати, эта операция производит много мусора, рекомендую закрывать остальные части макета целлофаном и периодически использовать пылесос, для удаления гипсовой отработки. Что касается рисунка скал, то здесь всё очень индивидуально, во-первых, можно пытаться изобразить разные типы скал, отдельными глыбами, почти гладкие и с вертикальными стенами, можно с горизонтально выраженным рисунком и т.д. Одним словом, поле для фантазии безгранично, отталкиваться можно и от реальных фотографий, и от фотографий различных макетов, например работ того же Бернарда Штайна. Но в любом случае, тренироваться придётся много и с первого раза может не получиться идеально. Если в процессе работы, вам не понравится какой то участок, это не беда, его можно снова покрыть гипсом и снова обработать. Если мне захочется кардинально изменить какой то участок, и добавить скальных выступов, то я использую пенопласт, который, соответственно так же покрываю гипсом. |
||
После того, как мы закончим обрабатывать гипс, скалы останется только покрасить. Я это делаю акриловой краской, причем я использую стойкую, матовую, строительную для наружных и внутренних работ. И естественно обычные колеры к ней, основные цвета у меня это чёрный, коричневый, жёлтый, желто-коричневый, можно использовать и другие, всё определяется исключительно тем, какой результат вы хотите получить
|
||
Метод окраски достаточно прост, первое что надо сделать, это нанести светлую основу на скалы. В конкретном примере, я использовал чёрный и жёлто-коричневый колеры. Кстати, после многократных и многолетних опытов, я пришёл к простому выводу, что основу, лучше всего делать с добавление тёплых тонов в светло-серый. Так же рекомендую, красить некоторые участки, с разной яркостью, например разводим краску потемнее, окрашиваем один участок, затем осветляем краску, путём добавления белой, и красим следующий участок и т.д. Краску, следует наносить небольшой кисточкой, с жёсткой щетиной, самое главное в этом процессе не оставлять, не прокрашенных точек в углублениях изломов скал. Кстати, акриловая краска, для гипса является ещё и связывающем веществом, именно по этому, я не затягиваю, с временем нанесения основы, и стараюсь красит сразу после обработки гипса, пока он не набрал полную прочность.
|
||
Второй этап это нанесение всевозможных штрихов и мазков, цвета можно применять почти любые, жёлтый, красный, коричневый, серый, рыжий и т.д. Скалы, при ближайшем рассмотрении, имеют много различных вкраплений, их мы и попытаемся повторить.
|
||
Теперь ждём полного высыхания, это примерно час, и готовим новую смесь. Опять наливаем белой акриловой краски, добавляем черный и коричневый колеры, получая тёмно шоколадный цвет, в эту краску, я ещё добавляю немного ПВА, что б она не так быстро схватывалась. Наносим её на скалы, я это делаю небольшими участками, причём всё опять надо делать жёсткой кистью, заполняя все трещины.
|
||
А теперь берём ведро воды, губку, смачиваем и отжимаем её, и стираем тёмную краску.
|
||
Соответственно, внешний вид, напрямую зависит от силы нажатия и направления стирания. Я стираю в горизонтальном направлении, и после каждого прохода, ополаскиваю губку от скопившейся краски. По окончанию этой операции, скалы примут такой вид.
|
||
Осталось сделать последний штрих, выделить фактуру. Это делается путем нанесения светлой краски, например той же основы, на выступающие участки скал. Применяется стандартная методика сухой кисти.
|
||
И вот, что получается в итоге.. | ||
Остался последний, но очень важный штрих, это нанесение растительности на скалы | ||
На главную |