Куда они едут

И так, мы определились с количеством свободного места, в нашей квартире, предположим, что выбрана стандартная форма макета – прямоугольная, с площадью 2-3 кв. метра, и естественно наш масштаб ТТ. О другом мы и не думаем, НО слишком велик, и ему не место в нашей квартирке, а N слишком мал, он конечно более благоприятен для макета на такой площади, но мы свято верим и не отступим от нашего выбора. Если по каким то причинам, вы всё таки остановились на варианте хитрой консольно – замороченной схеме макета, и привязали всё к ландшафту своей комнаты, то схему придётся придумывать исключительно из выбранных габаритов. В стандартном варианте, у вас есть возможность просмотреть массу готовых схем, которых достаточно в Интернете, их можно либо использовать как есть, либо доработать. Проще говоря, поле деятельности для фантазии почти огромное, целых 3 квадратных метра. Разрабатывать схему, можно начинать с чего угодно, то есть вы можете взять за основу какой то стандартный овал и постараться его украсить, на свой вкус. А можете сначала, по отношению к габаритам макета, приложить свои идеи, которые просто обязаны быть на макете, а потом уже пытаться выполнить само кольцо движения. Здесь я должен сделать отступление, и сказать, что не стоит пытаться, на нашей площади разместить всё, этого просто не получится, Берлинский вокзал и песчаный карьер, ну ни как не смогут поместиться, на 3х квадратных метрах. Поэтому, я считаю, лучше ограничится несколькими идеями, но постараться реализовать их полностью, а не урезанно. В противном случае, вы получите огород, который имеет мало отношения к действительности. Например, вы хотите маленький заводик и станцию с ответвлением на него, а так же камнедробилку, так же с ЖД  путём к ней, от той же станции. Вот и начните с этого, проработайте примерную схему станции, сколько путей на ней будит, как она будит располагаться, вдоль передней кромки макета на нулевом уровне, или по диагонали на втором, или на втором или третьем вдоль задней кромки, проработайте местоположение ваших заводиков, сделав это, вы поймете, что свободного места для большого числа магистралей, на наших 3х квадратах, почти и не осталось. Соответственно примерно представьте, как могут пойти эти магистрали от станции и какой принципиальный овал можно вписать в заданные габариты. Я не буду досконально описывать все возможные варианты колец домашнего макета. Много лет назад это уже было сделано, в книге "Модели железных дорог"., и предположим, что вы её уже нашли, скачали и прочитали. И так, прежде чем чертить круги, подумайте, какие магистрали вам хотелось бы видеть. Везде однопутные или местами двухпутные? И если хотите двухпутку, то как это всё будит реализовано? Будит ли это мнимая дорога, от туннеля к туннелю, то есть простая однопутка раздвоенная стрелками в туннелях или должно быть реализовано  встречное движение? Если вы выбрали два первых варианта, то для макета подойдут любые варианты колец, а если двупутку с встречным движением, то на мой взгляд, самый оптимальный вариант для этого является сплющенный овал с закруглёнными краями. Вот принципиальная схема из журнала Miba, на эту тему…..

 
   
                
 

Кстати, мой второй макет, выполнен именно по такой принципиальной схеме. Варьировать эту схему можно как угодно, всё зависит от геометрии и ландшафта. Единственное чего бы я не советовал, так это разделять двух путные магистрали в видимой части макета, это очень не естественно выглядит. Вот схема из той же ''библии" ''Модели железных дорог"...

                                 

Я на своём макете сделал эту схему трёх уровневой, а вообще, сложенный овал считаю лучшей комбинацией для домашнего макета, во всех отношениях. Если говорить непосредственно о геометрическом исполнении, той или иной схемы макета, то для себя я делю внешний вид макетов на два вида, применяя понятия в американском стиле: old school (старая школа) и new school (соответственно новая), эти термины очень хорошо отражают общее восприятие макета. Первый случай, для меня не применим, просмотр таких работ заканчивается одной, двумя фотографиями. Отражается это, прежде всего, в типе уложенных путей. Как правило, это макеты, в которых четко выражена восьмёрка или много виражей, не свойственных реальной ЖД. Так делали ещё в 80хх годах, и макет очень похож на игрушку, так как пути образуют не естественные петли. Вот простые примеры, взятые из немецкой галереи.

 
   
   
 

Запускать такие макеты быстро наскучит, и разочарование в проделанной работе придёт очень быстро. Второй стиль макетов, который я для себя охарактеризовал, это более современные варианты оформления. В этом случае, нет цикличности в укладке путей, вернее цикличность может и есть, но она скрыта туннелями, а на поверхности находится станция и несколько магистралей, которые,  более приближенны к настоящей ЖД, за счёт того, что визуально вы не видите, что локомотивы ездят по кругу. Для примера я опять взял немецкий макет, всё с той же галереи. Этот макет немного больше, его размеры 4.5м на 1м, но для примера, это не критично, подобную схему можно вписать и на меньшей площади. Вот принципиальная схема видимой части…

 
 

…это очень распространенный тип схемы, только станция и ни чего лишнего, общий круг сделан восьмёркой, и конечно большой теневой вокзал, на нижнем, теневом ярусе. Я считаю такую схему, для наших габаритов одним из идеальнейших вариантов.

 
 
 

Внешне, как видите, макет получается очень реалистичный. Движение на таком макете быстро не наскучит, ведь оно, от части схоже с настоящим движением поездов. Реализован эффект прибытия и убытия поездов. Как дополнительный бонус, станцию можно сделать на основе настоящей, то есть полу копию, такая схема очень к этому располагает.      

 

И ещё один пример, всё от туда же…

 

Площадь не наша, но всё применимо и к меньшим габаритам, станция на первом уровне и несколько, максимально прямых магистралей, на втором и третьем. Внешний вид моего второго макета, имеет схожую структуру, так что вполне применимый вариант. Соответственно, как и в предыдущем варианте, пути и соответственно весь макет, имеют достаточно реалистичный внешний вид. 

 
Вообще, если говорить о наших 3х квадратах, то я являюсь приверженцем минимализма, то есть считаю, что на таком малом пространстве лучше не делать большое количество разных петель, с возможностью движения по разным кольцам. То есть отказаться от, так называемой игровой схемы, когда мы можем пускать составы в разных направлениях. Всё это связано исключительно с тем, что большое количество поворотов, заставляет делать не естественный ландшафт и может сильно ограничить в длине составов. А самый большой минус, это то, что макет приобретает игрушечный вид. Естественно оговорюсь, что вы можете не разделять моих взглядов, и это совершенно нормально. Макет делается конкретным человеком, для себя же самого, и полностью соответствует заложенному вкусу. На то и многогранен ЖД моделизм, что человек может строить то, что ему нравится, получая на выходе совершенно не похожую вещь, на все остальные. И так, применительно к нашему макету, за основу может быть взята практически любая схема движения, из описанных в книге Модели железных дорог. Тут самое главное её геометрическая реализация и взаимодействие с ландшафтом, причём, продумывать их надо одновременно. Естественно, макет на площади около двух метров, должен иметь минимум два уровня, а на трёх все три). Этот фактор, так же позволяет добавить “глубины” в движение, и уж тем более придать макету нужный объем в визуальном плане. Причём, проанализировав многое количество фотографий, я пришёл к выводу, что все подъемы и спуски, желательно прятать в туннелях, это так же сделает наш макет более реалистичным, за счёт того, что мы не показываем зрителю, неправдоподобно крутые перепады высот. Поезда, выезжают в видимую часть макета, уже достигнув необходимого уровня. Видимые части уровней следует располагать по простому принципу, чем дальше от переднего плана, тем выше, естественно могут быть исключения, в зависимости от выбранной схемы. Но в целом, такая простая последовательность высот, позволит избежать некоторых проблем, например, подобрать задний фон макета, если он планируется. Да и для зрителя, стандартное увеличение высоты к стене, будит более предпочтительно. Естественно всё это справедливо, при условии, что макет предполагается обозревать с одной, лицевой стороны. Главное действие на макете, на мой взгляд, надо переносить под землю, а на поверхности оставлять достаточно большую станцию, как для приёма нескольких поездов, так и для возможности маневровых работ, и соответственно всего несколько магистралей. Основной, подземной хитростью, в данном случае станет теневой вокзал. Выглядит всё это очень просто, в зависимости от возможного свободного места, путь делится на некоторое количество линий, то есть обычная станция, которая, при помощи автоматики, позволяет менять поезда поочерёдно. Соответственно, если у нас теневой вокзал на три пути, то два поезда всегда находятся на нём, а по прибытию третьего на свободный путь, один из стоящих отправляется, а приходящий останавливается. А теперь посмотрим на это с лицевой стороны макета, некий состав отходит от станции проходит по перегону/магистрали и уезжает в туннель. Мы естественно ждём появление этого поезда из другого туннеля, либо из того же, но по другой полосе, в зависимости от схемы петель, а вместо этого поезда, выезжает другой, который мы да же и не видели, который так же, в зависимости от схемы, уезжает в другой туннель и исчезает. Соответственно количество поездов ограниченно количеством путей на теневом вокзале, меняя поезда, мы как бы увеличиваем время движения, того первого поезда, который придёт на станцию отправления, по пришествию достаточно большого времени и пропустив, перед собой другие поезда. Соответственно мы получаем эффект прибытия и убытия поезда. Что более соответствует реальности, нежели простое катание по разным виражам.           Ещё одни важный момент, который надо учесть, при разработке схемы макета, это необходимая длинна состава. Этот фактор надо закладывать изначально, прежде всего определитесь сколько максимально вагонов вы хотите цеплять, вариант чем больше тем лучше не пойдёт, надо знать чёткую длину в сантиметрах, ибо все эти размеры лягут прежде всего на главные пути станции. Причём от стрелки и до хвоста вагона должно быть свободное место, и от головы до светофора, итого длина нашего состава плюс примерно 7-10см с хвоста и 10-15см с головы, так будит правдоподобно, поезд стоящий на стрелках, в жизни как то не очень встречается. Соответственно можно высчитать необходимую длину пути. И если вы хотите катать пять коротких пассажирских вагонов вы получите станцию, которая легко впишется в наши 3кв. метра, а если, например как я, 5-6 M-Wagen’ ов, длинной 220мм каждый, то станция будит практически вплотную к краям макета, ведь надо же учитывать и длину стрелок, которая непосредственно зависит от типа и их количества. Соответственно получая длинную станцию, мы получаем меньше места под магистрали и домики, и опять таки ландшафт, должен быть рассчитан под такую станцию. Одним словом, на малом пространстве, необходимо какими то вещами жертвовать, что б получить, другие вещи правдоподобными. Выбирая большую станцию, вы не сможете уместить песчаный карьер, а выбирая песчаный карьер, вы соответственно, не уместите большую станцию.                  
                                                           На главную
Hosted by uCoz