Контактная сеть

Продумывая общую концепцию будущего макета, необходимо для себя решить, какой подвижной состав будет использоваться. Если в число любимых локомотивов входят электровозы, то установка контактной сети, на мой взгляд, просто обязательна. Электрическая тяга без проводов, над ней, смотрится крайне дико и не гармонично, макет с установленной контактной сетью даст фору любому другому без неё, да же если во всех остальных аспектах, будет сделан хуже.                                                      И так, мы решились на этот серьёзный шаг, и должны понимать, что это достаточно трудоёмкий, а главное денежно затратный процесс. Если ваш макет не овал на листе ДСП, а полноценное сооружение, с длинными магистралями и большой станцией, то покупка опор фирмы Viessmann, выльется в достаточно крупную сумму денег. Конечно можно попытаться сделать опоры самостоятельно, но изготовление металлических решётчатых конструкций, потребует доступ к технологии травления, который не у всех есть, либо делать цельно металлические мачты, которые используются на дорогах SBB и OBB. На дорогах же Германии, что западной, что восточной, в третьей и четвёртой эпохе, по моим наблюдениям, использовались только решётчатые столбы, а бетонные, которые более просты в изготовлении, появились в пятой эпохе, и то, на скоростных линиях ICE.                                                                                                     Продумывание установки контактной сети, необходимо производить одновременно с общим планированием макета, почему, попытаюсь объяснить ниже. Первый момент, который надо решить, будет ли контактная сеть действующей или мнимой. То есть, будут ли электровозы питаться от токоприёмника и рельса, как на настоящей ЖД, или контактная сеть будет являться декоративным сооружением. Если вы делаете маленький макет с одним овалом, то вполне можно питать электровозы от подвесного провода, а если макет много уровневый – крайне не рекомендую. Ибо это потребует установки провода и в туннелях, что при сложных спиралях с подъемами и спусками потребует от вас очень больших усилий, кроме того, теневая контактная сеть сильно затруднит возможности доступа и обслуживания путей. Если по каким то причинам у вас возникло желание сделать теневой провод, то есть два пути, можно купить специальные, для таких случаев, столбы Viessmann либо использовать обычный флекс, как это делают многие немецкие моделисты.

 
   
 

Но вы должны учитывать, если ваш макет разборный, то для нормального движения токоприёмника, в местах стыка, необходимо делать съёмные участки провода, в данном случае, не состыковка да же в пару десятых миллиметра не простительна. Токоприёмник просто упрётся в неровность и локомотив не поедет. А как вы понимаете, не всегда получается сделать пути так, чтоб был свободный доступ для установки съёмного элемента провода. Поэтому, я использую другой способ, который случайно подглядел на видео Miniature Wander Land, это применение радиусных загибов провода с теневой стороны туннельного портала. Такой элемент позволяет плавно опустить токоприемник под провод контактной сети, движущегося локомотива из туннеля на открытый участок, и точно так же плавно поднять токоприёмник при движении в обратном направлении. Я делаю такую деталь разными способами, первый это фанерная основа с приклеенным продолжением провода

 

Очень надёжно, но заглянув в туннель, мы увидим то, чего в жизни быть не должно, свисающая фанера с потолка. Второй вариант, при радиусном сечении туннеля, это вот такая конструкция из флекса.

 

Крепится она на путём припаивания флексовых ножек к всевозможным, вживлённым, металлическим элементам (саморезы, кронштейны из жести) в деревянную часть макета.

 

Можно так же сделать радиусный элемент из Viessmann’овского сегмента подвесного провода, закрепить его можно при помощи проволочных кронштейнов, которые я припаиваю к небольшим гвоздикам, которые, в свою очередь я вбиваю в фанерный элемент, приклеенный к основанию туннельного портала. 

 

В туннелях с квадратным сечением, я либо делаю радиусы на крыше

 

Либо натягиваю две проволоки, к которым с одной стороны идёт обычный контактный провод, а с другой он же, но уже загнутый и спаянный на радиус.

 

Соответственно, электровоз в туннеле будет двигаться всегда с полностью поднятым токоприёмником, это, в свою очередь, потребует делать большую высоту между уровнями макета. Для нашего ТТ, с учётом высоты звукоизолирующей подложки (3мм), высоты рельс и высоты локомотива с поднятым токоприёмником на них, да плюс небольшой запас, составляет 8см. от верхней плоскости нижнего уровня, до нижней плоскости верхнего уровня. Для сравнения в тепловозном макете, можно обойтись высотой 5-6см., между уровнями, а всё это, скажется либо на крутизне подъёма, либо на его длине. Поднятие поезда на дополнительные 2см., да же при крутом уклоне в 6см. на метр, потребует дополнительные 34см. длинны подъема, но и то, такой уклон, с вагонами, смогут безболезненно преодолевать только современные локомотивы, с исправными бандажами на колёсах. А если вы хотите катать старенькое ВТТВ на макете, то у них, по книгам 4 см. на метр, а это уже 50 дополнительных сантиметров. А в наших тесных условиях, на счету каждый сантиметр, вот и получается что наличие контактной сети надо закладывать с нулевой точки планирования макета.                                                                                                                       Теперь давайте поближе разберёмся, что из себя представляет контактная сеть фирмы Viessmann, ибо на данный момент, это единственный вариант, который производится в ТТ и его легко достать в свободной продаже. Прежде всего это мачты, они бывают нескольких видов

 

Все они сделаны из металла с пластмассовыми опорами, которые предусматривают съёмную подошву, которая крепится к основанию макета при помощи маленьких саморезов, и самого столба, который вставляется в пазы подошвы.

 

В общем способ крепления столба к макету достаточно надёжный, и предполагает то, что столб является быстросъемным. Такая особенность очень удобна, при строительстве, прикрепив подошву, столбы можно снять, и окончательно установить после завершения всех работ. Единственный недостаток, это то, что они хоть и из металла, но очень легко подвержены деформации. Производить всевозможные работы, да и вообще махать руками возле контактной сети, не рекомендую, одно неверное движение и столб получит вмятину. А для переносных макетов, считаю лучше вообще делать защитные чехлы, кстати, не все обращают на это внимание, но лично я твёрдо решил сделать защитные элементы из оргстекла. Кстати, желание сделать подобные девайсы, так же отразилось на общей конструкции макета. Второй элемент контактной сети, это провода, они сделаны из тонкой пружинной проволоки и имеют закруглённые концы, при помощи которых крепятся к мачте.

 
                                  

Для ТТ существует три разных длинны этих пролётов: 122мм, 200мм и 332мм.

 
        

Для некоторой экономии средств, рекомендую начать покупать опоры не по отдельности, а вот с такого набора

 

Лично у меня таких два, плюс десять высоких мачт для станции, соответственно этого почти хватает на мой макет, итого, если сложить общую стоимость с недостающим количеством магистральных опор и опор с грузом (для красоты на станции) получится примерно 350 евро. 

Габариты подвесных пролётов, которые предлагает Viessmann, являются основными, для планирования расстановки столбов. Самый короткий пролёт 122мм применяется для радиусных участков, при условии, что вы хотите, чтоб всё было как и в жизни, и контактный провод был прямы. Соответственно, чем больше радиусов, тем больше столбов и потраченных на них денег. 122мм эта та длинна, которая позволяет на любом ТТ радиусе, делать участки прямо натянутого провода, который вписывается в габариты токоприёмника локомотива. Можно конечно пойти другим путём, и сэкономить на столбах, использовать длинные пролёты провода, но выгнуть их радиусом. Например как на этом макете

Я считаю такой подход дурным тоном, провода, которые ‘надуло боковым ветром’ до радиусного состояния, вызывают у меня отвращение. То же самое относится и к варианту, когда устанавливаются только мачты, без подвесного провода.         Планируя путевую схему ‘под током’ нужно всегда сопоставлять геометрию путей с этими тремя размерами. Вот пример, S

 
 

Как видите, в первом варианте, длинна участков, чётко совпадает с габаритами контактной сети, столбы установлены  в местах соединения радиусных участков. На макете, это будет выглядеть красиво. А во втором случае, прямой участок длиннее максимального пролёта 332, в итоге мы получаем, что мачта контактной сети, не попадает в место стыка прямого и радиусного участка. На мой взгляд, такая расстановка, сильно портит визуальное восприятие, от проделанной работы. Хотя, если у вас не ‘стандартный’ путь, всегда можно использовать самодельные пролёты проводов, необходимой длинны. Но тем не менее, планируя схему путей, всегда лучше опираться на стандартные размеры, это сильно упростит дальнейшую электрификацию, и да же если возникло желание делать пролёты самостоятельно, гораздо проще и быстрее, сделать 100 одинаковых элементов в кондукторе, чем 100 разной длинны, на каждый ‘нестандартный’ случай. Хотя в тоже время, такой подход, сильно ограничивает и загоняет в рамки, при планирование, на стеснённой территории нашего макета.          И так, если вы просчитываете однопутный участок, то проблем быть не должно, не в случае с применением длинны участков под стандарты Viessmann, не в случае, когда не взирая не на что, решено паять пролёты другой длинны. Единственное что надо учитывать это то, что столбы необходимо устанавливать в местах соединения радиусных и прямых участков, и естественно, на одном радиусе, столбы должны стоять с одинаковым расстоянием, между собой, тогда контактная сеть будет смотреться очень гармонично. Просчитывая двухпутный участок, мы в любом случае столкнёмся с тем, что нам придётся либо самостоятельно изготавливать пролёты проводов, либо переделывать пролёты 122мм фирмы Viessmann

 
 Есть некоторый двухпутный участок, поставить столбы на прямом участке, не проблема, просто чертим перпендикулярную линию продольной оси рельс, и ставим по краям мачты. Как только начинается радиус, то в силу геометрических особенностей, для того, чтоб столбы стояли ровно напротив друг друга (как на настоящей ЖД), длинна пролёта внутренней полосы, должна быть меньше, чем длинна пролёта внешнего радиуса. Теоретически, её можно рассчитать, прочертив линии столбов до то точки пересечения, и воспользоваться формулами для равнобедренного треугольника. Но на практике, я так сильно не углубляюсь в теорию, я просто беру угольник, и черчу эту линию на глаз, ориентиром, в данном случае, будут служить шпалы, которые находятся на линии установки столбов. Соответственно длинна необходимого пролёта подвесного провода, измеряется линейкой между линиями.    

я использовал стандартные радиусные загибы в "тени", сделанные из флексов, провода и столбы, фирмы Viessmann. Провода, в некоторых местах, мне пришлось доработать. Как раз, возле правого тоннельного портала, возникла такая же ситуация, как на последнем рисунке, чтобы столбы стояли ровно, мне пришлось укорачивать внутренние пролёты провода. Так же я использовал несколько самодельных проводов, сделанных в кондукторе.   ;  

<                   

  Обратите так же внимание на то, что в некоторых местах "t;теневой части" мне пришлось делать "лыжи" для токоприемников, и с нехваткой пространства, таких "лыж" может потребоваться несколько, как и у меня. Одним словом, повторюсь, контактная сеть, очень сильно влияет на конструкцию макета, и требует подготовки, ещё ДО натягивания ландшафта.  

 
 Теперь немного о том, как я делаю контактную сеть на станции. Есть два основных варианта: Viessmann очень много схем на эту тему, вот основной принцип.

 

 
 Конечно сделать полностью реалистичную растяжку проводов очень сложно, но лично я придерживался именно этого принципа. Самое главное, чтоб каждый провод имел двухстороннее натяжение, и натяжка провода выходящего из тоннеля. Соответственно встречная растяжка, может проходить через одну или две точки.

 

 
 Следующий момент это провода над над английскими стрелками, Viessmann выпускает специальный сегмент для них.х.<               
 Его можно купить, а можно сделать самому как я. Вариантов изготовления, опять же два: : либо сделать параллелепипед отдельно, а потом его установить на столбы, или натянуть нижние провода и спаять перемычки (размер можно подобрать опытным путем).  

 

 
 После всех регулировок положения относительно токоприемников локомотива, нужно допаять верхнюю часть. Соответственно таким образом, я спаял провода над горловиной станции. Над самой станцией, я установил так называемые Turmmast, это не обязательное условие, и все зависит от конкретного случая. Viessmann предлагает два варианта таких мачт голые и уже с растяжкой проводов между ними, в моем случае растяжку между проводов, я делал сам. Сложного ничего нет, сначала два горизонтальных провода 0.6мм, потом вертикальные стойки, изоляторы использованы Sommerfeldt 405.  В случаях где проходит перекрещивание проводов для растяжения, вертикальных стойки нужно две.

 
 Теперь нужно сделать основные провода, и опять два варианта: готовые сегменты (самодельные или фирменные), и натяжка провода на месте. Этот участок я сделал вторым способом. Провод использован 0.5мм, и первое, что необходимо сделать, это распрямить его. Для этого я использовал блок зарядки для авто аккумуляторов, один конец провода я зафиксировал жестко, второй привязал к деревянной ручке, и подавая напряжение 6А сильно тянул. Провод очень сильно нагревается, и за счет усилия выпрямляется, только нужно дать ему остыть в натянутом состоянии. Натяжку провода на станции, следует начинать с нижнего провода, и совсем не помешает, если до окончания пайки верхней части, он будет в натянутом состоянии (можно использовать другой провод, который к чему то привязывать). Припаивать провод к подвеске можно просто, без всяких загибов, конечную часть провода, и соединение с следующим, можно сделать с загибом (как фирменные сегменты). Поддерживающие "S" образные элементы, необходимо сделать на одном уровне от головки рельса. Это то же не сложная операция, сначала их надо припаять, а потом, с помощью угольника, поставленного на рельс, подогнуть на один уровень.    

 
 Когда все будет натянуто, вид получится примерно такой.

 

 Лично мне, нравится именно непонятный "намес", который создают растягивающие участки, чем больше проводов, тем красивее)).

 
                                                           На главную
 



Hosted by uCoz