Управление

 Эта тема, пожалуй одна из самых волнующих и сложных для новичков. Какое выбрать управление? Цифра или аналог? А если цифра, то как всё организовать? Я не являюсь экспертом в этой области, да и не хочу им стать, я просто сделал так, как мне удобно и чтоб всё ездило и тормозило, без особых усилий для серого вещества, и не особо разгружая свой карман, от “лишних” средств. Иными словами, я не буду агитировать к разным вариантам управления, а просто расскажу про свой метод.
Когда я начал делать макет, то был на все 100% уверен в несокрушимости аналогово способа управления, но как только, у меня появился первый электровоз от Piko, который имеет скорость многократно большую, чем локомотивы Tillig и Kuehn, то тоска меня взяла лютая. Да как же это так? Грузовой BR151 перемещается в пространстве почти с космической скоростью, а пассажирские локомотивы, плетутся как черепахи, как поправить ситуацию? – да ни как, вернее в аналоге ни как, общедоступными способами, для не особо искушенного в радиоделе человека, эта тайна покрытая мраком. Именно по этому, я решился…. и потратил несколько тысяч, на мышь и бустер от Roco. К слову сказать, совсем не обязательно покупать эти вещи, по обычной розничной цене, достаточно купить самый дешевый цифровой набор в HO, ненужные локомотивы и рельсы продать, или вообще, купить сразу вскладчину и забрать только цифровое управление, как это сделал я.
Я не планировал углубляться в изучение цифровых модулей, и компьютерных программ управления. Проанализировав много всяких тем на форумах, про цифру, я понял одно – никто толком не может ни чего внятного объяснить, про самое главное, как все эти навороты объединить вместе, и чтоб всё ездило и не врезалось. А если кто то и придумал, то молчит себе тихонечко и тайно радуется. Короче, я изначально не планировал использование компьютера для макета, так же и решил делать и сейчас. Какова главная задача центрального цифрового мозга? Да все очень просто, он должен вовремя тормозить или наоборот, запускать состав, почитав про эту тему на форумах, я понял то же самое – ни кто, толком не знает, как это сделать, а если и знает, то опять же, помалкивает и радуется. Короче из всех разных способов, я для себя выделил два: система ABC и торможение постоянным током. Я решил остановиться на втором, так как декодеры с системой ABC дороже, чем простые. К слову о декодерах, первое, что меня интересовала цена, самые правильные, по этому показателю, оказались декодеры фирмы Modelldepo, их я и купил на пробу. Как оказалось в дальнейшем, на мой взгляд, это вообще, самые правильные декодеры и по всем остальным показателям (не реклама)). Дело в том, что у этих декодеров, очень хорошо реализована система торможения постоянным током, и она очень стабильна, в длине тормозного пути. Теперь о том, что это такое, торможение постоянным током? Всё просто, подключая один из рельсов через диод шотки, и подключая конденсатор между рельсами, мы заставляем декодер думать, что это постоянный ток и, при соответствующих настройках в CV29 (запрет на езду в аналоге цифра 2 или 3 если нужен реверс) локомотив начинает тормозить, и тормозит он ровно столько, сколько прописано в CV4 (интенсивность торможения), или попросту говоря, значением CV4 регулируется длина тормозного пути. Электра компоненты, я использовал те, которые были написаны в мануале для декодеров, диод шотки 25V и керамический неполярный конденсатор емкостью 0.01МКФ. Теперь как всё это объединить во едино? Путевая схема макета, делится на тормозные участки, и каждый из них, потребует по одному диоду, конденсатору и коммутирующему устройству, которое будет либо включать, либо выключать тормозной диод. Для этого, я выбрал любимое реле моделиста – РПС20. Вот так, будет выглядеть принципиальная схема подключения конденсаторов и диодов, тут самое главное, это то, что конденсатор не остаётся постоянно подключенным в положении OFF, поэтому так и немного витиевато.

 
   
   
 

 

Теперь, испытаем этот блок торможения (не забудьте в CV29 поставить 2 или 3 если нужен реверс направления) от стандартных кнопок без фиксации.

 

 

 

                  

 Как видите, как только я нажимаю ON, локомотив получает чистый сигнал DCC и начинает делать то, что прописано в CV3 (интенсивность разгона) – плавно разгоняться. Только необходимо, помнить ещу одну особенность, разрыв тормозящего рельса, нужно делать двойным, и обесточенный участок, должен быть длиннее самой длинной двухосной тележки вагона, но короче тележки локомотива. Это необходимо для того, чтоб проходящие вагоны по разрыву, с пластинами токосъема, не пускал прямой сигнал DСС и поезд не дёргался. Кстати, из хороших моментов, этот стоп участок, работает в любом направлении заезда на него, что сильно упрощает коммутацию на станции. Вот собственно такая конструкция стоп участка и ляжет в основу системы движения на макете. Теперь, необходимо понять алгоритм движения, у меня простая схема, два теневых вокзала, которые так и остались в аналоговом управлении, это подробно описано тут, я просто подал на провода питания, сигнал DCС. Один общий круг движения, без поворотов и отворотов, и одна станция. Первое, что необходимо сделать, это реверс участки, для того, чтоб станция была единым целым, и позволяла поездам ездить по “встречным” направлениям. Можно использовать фирменные модули, а можно как я, всё то же реле РПС20 и два геркона, один стоит до заезда на реверс участок, и переворачивает полярность на попутную, а второй геркон, стоит до выезда со стоп участка, он переворачивает питание под составом, на обратное. Схема не сложная, главный принцип выглядит так.

 

 

 Самый важный момент, это разбить путевую схему, на блок участки, если требуется движение нескольких составов одновременно без столкновений. Главный принцип, которым я пользовался это – тормозные участки, должны иметь одинаковую длину везде, и находится в конце блок участка, по ходу движения. Как видите, я разделил понятия блок и тормозного участка. Последний, я сделал равным самому короткому пути на станции, и его длинна неизменна, это связано с очень жесткими настройками в декодере. Локомотив не может, на одном участке тормозить метр, а на другом пол метра, он будет тормозить всегда так, как вы его настроили. Связь между блок участками, происходит с помощью герконов, которые закрывают только что пройденный блок, и открывают предыдущий, или через один назад, смотря какая схема и какая её длина. Естественно, при таком способе, есть недостатки в сигнализации, при простом подключении одного стоп участка к одному РПС20, значения сигнала будут либо красный, либо зелёный, сделать трёхзначную систему проблематично, так как заставить локомотив ехать в пол силы на желтый, по-моему нельзя. Но меня устраивает данная схема, либо едем, либо тормозим. Вот. Как выглядит принцип автоблокировки.

 

  Теперь реализуем автоматику в реальность, я не буду писать распиновку для рпс20, тут всё не сложно додумать, как подпаять диод или геркон, и как сделать переполюсовку для реверс модуля. Вот видео движения на магистрали, с этой системой.

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

                                                

 

 

 

 

 
 

 

 
 

 

 

 

 

 
                                                                На главную  
Hosted by uCoz